Церквей в Болхове было настолько много, что Царь Федор Алексеевич в 1681 году постановил даже учредить здесь епархию, приписав к ней города Мценск, Новосиль, Карачев, Кромы и Орёл. Однако скорая смерть Федора Алексеевича и недостаток денег на учреждение епархии не позволили реализовать этот замысел.
До революции город славился своими купцами и храмами. К 1917 году здесь было двадцать восемь приходских храмов, Оптин мужской и Богородицко-Всесвятский женский монастыри. Большинство храмов Болхова в советское время было разрушено. Сейчас двенадцать из них реконструированы.
На центральной площади города доныне возвышается величественный шестипрестольный Преображенский собор, вмещающий до 4500 человек. Начало постройки собора относится к 1681 году, когда окольничий и воевода Иван Иванович Ржевский (один из предков А.С. Пушкина и герой обороны Чигирина) на свои средства в Болховском кремле воздвигает деревянный двухэтажный Спасо-Преображенский собор.
В июне 1706 года Петр I с сыном Алексеем посетили Болхов, Троицкий собор монастыря и строительство Спасо-Преображенского собора и Троицкой церкви - одной из самых красивых сохранившихся церквей Орловской области. Петр повысил игумена Троицкого монастыря до архимандрита и высоко оценил кожевенное производство в Болхове, прислав сюда специалистов-кожевенников.
К середине XVIII века в Болхове было более 4000 купцов. Болхов торговал хлебом, пенькой, конопляным маслом, медом и воском, был прасолом - посредником при закупке рогатого скота в Малороссии.
В 1833 году мастерами из Мценска и Болхова к Спасо-Преображенскому собору была пристроена четырехъярусная 40-метровая колокольня в стиле позднего классицизма, с часами, сохранившаяся доныне. Старосту собора купца И.Д. Акулова сильно волновала теснота собора, и он вознамерился пристроить к нему с юга придел. Его сват, опытный в строительстве купец Ф.Г. Шестаков указал на невозможность пристройки и в шутку посоветовал построить новый собор. Купец Акулов горячо уверовал в это, надеясь на помощь Николая Чудотворца. Он заказал проект, который с прошением послал в Синод, и, не дожидаясь утверждения, в сентябре 1841 года взялся за разборку старого храма. Занимаясь прасольством, он дал обет весь доход от продажи волов отдавать на собор. Покупая стада на юге несколько раз в году, он помечал их рога инициалами: «Н.Ч.» (Николай Чудотворец) и говорил, что волы принадлежат Святителю. Партии скота проходили всегда с большим барышом даже через карантин, для них бесплатно предоставляли пастбища. Проездом у Акулова побывал Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), одобривший его замысел. Но разрешения на строительство не было и архиепископ Евлампий (Пятницкий) запретил постройку.
Разрешение было получено, когда выложили уже половину верхнего этажа. 18 декабря 1843 года И.Д. Акулов скоропостижно умер и строительство продолжил Ф.Г. Шестаков. В ноябре 1846 года епископом Смарагдом (Крыжановским) при участии архимандрита Макария (Глухарева) был освящен нижний теплый храм. 20 - 21 ноября 1851 года были освящены престолы в верхнем храме. Из церковных древностей в Спасо-Преображенском соборе сохранялись резной образ Святого Николая Чудотворца, перенесенный из Новгорода при Иване Грозном; дары И.И. Ржевского и царевны Софьи. Главный колокол храма весит более 700 пудов и слышен за 20 км. Сейчас в нижнем храме Собора почивают мощи новопрославленного Святого Георгия Коссова
Со многими храмами Болхова связаны подобные истории. Например, про самую высокую колокольню Орловской области - колокольню Георгиевской церкви Болхова, рассказывают, что купец Губарев, продав свое дело, построил колокольню как поминальную свечу в память о любимой.
Георгий Коссов и село Спас-Чекряк
Георгий Коссов является одним из самых почитаемых болховских святых. В 1884 году он был рукоположен в священника и назначен на беднейший приход Орловской епархии - село Спас-Чекряк Болховского уезда.
Название «Спас-Чекряк» соединяет татарское слово, означающее «непроходимое урочище», и посвящение сельского храма Преображению Господню. По древнему преданию, там находилось языческое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю. Самое раннее упоминание о селе встречается в 1647 году, когда Русь только преодолела разорение Смуты. Тогда уже была здесь Спасо-Преображенская церковь.
Увидев крайнее запустение села и покосившейся деревянной церкви, иерей поехал к оптинскому старцу отцу Амвросию в надежде на благословение переехать. Старец же, выйдя из кельи перед толпой собравшихся паломников, вдруг обратился к отцу Георгию со словами: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев-то ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей, Бог тебя благословит!»
С радостью вернулся отец Георгий в приход и продолжил искреннее служение. Скоро слава о новом священнике разнеслась далеко вокруг, и многие толпы прихожан собирались на службы отца Георгия. Батюшка построил и окормлял шесть школ, больницу, странноприимный дом, приют и храм. К батюшке Егору Чекряковскому, как его называли, со своими бедами ехали люди со всей России. О нем писали С. А. Нилус, М. М. Пришвин.
Незадолго до кончины отца Георгия у села забил благословленный им источник. И сегодня день ото дня увеличивается поток паломников, которые едут не только в Болхов к мощам святого Георгия Коссова, но и в маленькое село Спас-Чекряк за целебной водой «батюшки Егора Чекряковского».
Болховский краеведческий музей
Телефоны: (48640) 2-42-31
Почтовый адрес: 303140, Орловская область,
г. Болхов, ул. Ленина, 47
Режим работы: ежедневно с 8.00 до 17.00 кроме воскресенья
В 1918 - 1919 годах в Болхове были образованы художественно-научный и краевой музеи, созданные стараниями местного художника-краеведа И. К. Гаврилова. Жажда этого энтузиаста-собирателя была поистине ненасытной, иные экспонаты он добывал, по его же словам, даже под угрозой собственной жизни. В переписке с Москвой он то просил прислать «хотя бы записку, написанную рукой тов. Ленина», то сетовал на то, что в экспозиции не представлены работы современных художников - кубистов и футуристов. Фонды музея составляли двенадцать тысяч экспонатов, в том числе картины, предметы старинного быта, археологическую, нумизматическую, геологическую коллекции, научную библиотеку. В картинной галерее были представлены работы немецких и фламандских живописцев, а из русских мастеров - Брюллова, Левицкого, Бруни, Айвазовского; в нее входила коллекция бронзы и фарфора, гравюр и рисунков. При музее были образованы общества юных друзей музея и любителей старины и искусства, проводились лекции и беседы. И это при том, что музей существовал почти без всяких средств и помощи, а в его штате были лишь дошедший до крайней бедности заведующий и уборщица.
В годы Великой Отечественной войны основные коллекции были уничтожены, а само здание бывшей богадельни, где он помещался - сожжено.
С 1946 года музей сформирован заново. Здание музея - кирпичное, двухэтажное, бывшее частное купеческое домовладение купца Жженова (конец XVIII - начало XIX века), построенное в классическом стиле.
Уникальность музея подчеркивается подлинностью экспонатов, начиная с XVI века. Посетителей привлекает исторический зал (предметы археологии, оружие и вооружение), «Этнографический зал» (предметы быта), зал, посвященный природе края, зал живописи (картины XVIII - XIX веков.)